Основатель и преподаватель студии Connect Studio
Ирина Пластюк (Воронеж)

Мечтаем по-крупному


Наверное, я родилась с сознанием того, что каждое движение – это танец, а каждый человек – танцор… Поэтому и получилось так, что большая часть моей жизни связана с хореографией, в том числе почти половина этого срока – с преподаванием танца. Дети, приходящие к нам в Connect Studio, любят танцевать, хотят стать уверенными в себе, красиво двигаться, может быть, кто-то мечтает и о профессии актрисы или танцовщицы. Но должно пройти некоторое время, чтобы они почувствовали, что за любым успехом стоит большой и упорный труд. Наш опыт говорит о том, что даже за полтора-два года ребенок может достичь заметных результатов. Но главное условие этого – влюбиться в танец!


Начинаем с азбуки движений


Когда я начинала работать с детьми, моей целью было, прежде всего, помочь им раскрыться через танец, избавиться от телесных зажимов, научится принимать и «слышать» себя. Именно современный танец, я уверена, может способствовать всестороннему развитию ребёнка. Осваивание современной хореографии требует системного подхода, поэтому на занятиях преподается ряд дисциплин, среди них - классическая хореография, акробатика и гимнастика. Классический и современный танец не должны противопоставляться, мы ведем наших воспитанниц по этим параллельным дорожкам, не ограничивая развитие возможностей юного артиста .
Наша цель – научить детей владеть своим телом, выражать с его помощью свои эмоции, чувства, желания, получать радость от движения. А значит – быть более свободным, счастливым человеком, впитывающим красоту окружающего мира и ощущающим себя как прекрасную и совершенную его часть. Конечно, в том возрасте, когда малышей приводят к нам, они не осознают этого, но с каждым годом занятий хореографией их возможности постигать мир и выражать себя в этом мире становятся все шире и шире.
Нам, преподавателям, заметны положительные изменения в физическом здоровье и иных аспектах развития личности ребят – исправляется осанка, движения становятся более скоординированными, возрастает уверенность в себе, проявляется артистичность, способность к коммуникации, просыпается желание научиться грамотно и красиво выражать свои эмоции с помощью движений. Это все очень индивидуально, задача преподавателя услышать ученика и максимально учитывать его физические особенности, психологический настрой при довольно трудоемкой работе по освоению базы.

Современный танец, в сравнении с классическим, требует не меньшей физической подготовки. Древнейшее из искусств в наши дни, словно возвращается к своим истокам, но на более крутом витке развития. Научить ему в нашей студии мы стараемся на основе классических дисциплин. Ведь они дают возможность создать современный танец во всем многообразии его проявлений, как знание алфавита является основой для создания любого текста. Многое в плане развития физических качеств детей я почерпнула во время практикума у Ларисы Поповой, преподавателя Академии танца Бориса Эйфмана. Это тот опыт, который помогает нам в каждодневной работе.

Девочки увлеченно постигают науку движений, учатся преодолевать себя, иногда через «не могу», слезы, но, добившись хоть небольшого результата, начинают понимать, как велика радость преодоления, как растет от каждого такого шажка уверенность в себе, внутренняя готовность идти дальше, добиваться большего. Занятия в студии помогают организовывать свое время, не тратить его попусту. Дети учатся слушать и слышать друг друга, эти навыки они переносят в жизнь, многие из них знакомятся именно у нас и дальше дружат, ходят друг к другу на праздники, обязательной частью которых являются танцы. Занятия в студии становятся не просто кружком или краткосрочным увлечением, а образом жизни.

Конечно, каждая наша ученица хочет стать звездочкой. И это не возбраняется, при этом принципы коллективизма у нас незыблемы: взаимовыручка, готовность помочь, уважительное отношение друг к другу. На определенном этапе обучения дети знакомятся с партнёрингом. Учатся работать в группе или паре. От умения понять партнера, наладить с ним телесный контакт в танце зависит очень многое. А еще нужно научить импровизировать в паре, чувствовать партнера, распределять физическую нагрузку, что также непросто.

Чем увлекает современный танец?


Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева, познакомившись с творчеством выдающегося хореографа Пины Бауш и посмотрев ее спектакли с современной хореографией, удивлялась: «Неужели возможно телом, руками, жестом сказать то, о чем ты даже не задумывался, чего не понимал. Совершенно на другом языке, отличном от балетного…». Кто ты? Какова твоя суть? «Мне открылся другой смысл движения, - делилась Диана Вишнева. – Современный танец – это танец другого смысла. Он ведет к поиску самого себя…».


Смысл движения современного танца – осознать себя через искусство движения. Насколько глубоки эти мысли, насколько они плодотворны, я убедилась во время обучения в студии Дианы Вишневой. Особенно впечатляет ее современный танец на природе – в лесу, у водоема, ее движения рук, мимика. Все воспринимается единым образом, все естественно и органично. Смотря на нее, начинаешь понимать, как важно каждому из нас осознать собственную значимость в этой жизни, таким человеком, каким тебе создала природа, и выразить себя в движении.


Все это очень созвучно детской игре, детскому танцу, когда малыш пока неосознанно, но с огромным желанием, совершает движения, познавая мир вокруг себя. Вот он неуверенно ступает по лесной дорожке, вот тянется к кошачьей мордочке, опасаясь незнакомого контакта, но и не в силах отказаться от желания погладить мягкую шерстку… Вот ватага ребятишек выбегает в поле, на луг, в восторге от сияющего мира наталкиваются друг на друга, потом их ручки сцепляются и начинается кружение… Так юный человек, в произвольном танце выражает свои чувства, ощущая радость бытия, свое неосознанное единение с природой!

Источник вдохновения - природа


Физическое совершенствование понимается как инструментарий для осмысления себя через призму искусства. Нам важно не просто механически исполнять элементы, а влюблять детей в танец, раскрепощать их, чтобы они поняли ценность себя как личности, со всеми своими ощущениями, чувствами и желаниями в этом мире. Это, конечно, приходит со временем, достижение это цели идет по траектории – от простого к сложному. Значительное место в этой работе имеет взаимодействие с природой.


Наблюдая за игрой детей, можно увидеть те движения, которые, с одной стороны, очень естественны, органичны, а с другой – выразительны и несут большую смысловую нагрузку. В поиске этих изюминок мы стараемся использовать любую возможность вывезти наших воспитанников на природу, понаблюдать за тем, как они ведут себя в непривычной для многих сельской местности, общаются с домашними животными, с цветами и деревьями. Как они с помощью пластики тела выражают свои эмоции, взаимодействуют, получают некий жизненный опыт. А на занятиях в студии они преобразуют свои впечатления в хореографические зарисовки.


В своей работе я стремлюсь сочетать то, что на первый взгляд кажется несочетаемым: строгую дисциплину с полной раскрепощенностью, классический балет с акробатикой, взрослую философию с детской непосредственностью. При этом я твёрдо придерживаюсь мнения, что творческое развитие юного танцора не должно ограничиваться залом - необходимо показывать жизнь в ее ярких проявлениях и красках. Поэтому отдельным пунктом эстетического и нравственного воспитания стоит взаимодействие с природой, которая представляет собой царство больших надёжных циклов и устойчивых законов. Наблюдение и взаимодействие с природой вдохновляет на новые открытия, позволяет зарядиться энергией для дальнейшего развития. Запечатлеть общение детей с природой в произвольном, спонтанном танце, нам помогает грамотная фотосъемка.

Я и мои коллеги стараемся каждое занятие сделать увлекательным, интересным, создаем такие ситуации, когда с помощью движений ребенок выражает свои впечатления, самые разные эмоции. С помощью движений можно ведь не только обыграть какие-то жизненные ситуации, но и перевоплотиться в знакомые образы – героев книг, фильмов, классических постановок и так далее. А то и просто изобразить любимого кота или льва на охоте… Дети учатся быть творцами, размышляя о том, как при помощи движений тела показать жизнь маленькой, но целеустремленной балерины. Или передать чувства пилота вертолёта в трудной ситуации на задании…



Зажги свою звезду!


Чаще всего в этой известной фразе смысловое ударение делают на последнее слово. А мне кажется, что тут важнее второе. В этом и есть наша цель – раскрыть в каждом ребенке его собственное «Я», научить его умело пользоваться своим телом, воспитать потребность в совершенствовании не только физическом, но и нравственном, социальном. Мы далеки от мысли, что все наши ученицы станут профессиональными танцовщицами, но создать условия, чтобы у них были основания самим сделать правильный выбор – наша задача.


В стране сейчас, можно сказать, бум в развитии школ современного танца. Все большее количество городов обзаводятся театрами танца, студиями, школами. Рада, что и Воронеж в их числе. В них дети и молодые люди увлеченно занимаются современной хореографией. Этому способствует и большое количество различных конкурсов, фестивалей, смотров, где можно проявить себя, заявить о своих амбициях. Хореографам нужны разносторонне подготовленные танцовщики, не ограниченные рамками, например, классической специализации. В прямой зависимости от разнообразия в обучении будущего артиста находятся его возможности в поиске приложения своих творческих сил в плане обретения собственного стиля, встречи со своим хореографом.


Мир искусства прекрасен своей многогранностью, и мне хочется открыть его детям, дав возможность поработать с ведущими педагогами современного танца, выступить на лучших площадках страны, принять участие в телепроектах федерального и регионального масштаба. И кое-что у нас уже получилось, наших танцоров знают теперь за пределами Воронежа. Дети почувствовали, что упорный труд приносит радость победы в творческих конкурсах.

Многие ученики уже работали с ведущими хореографами в мире современного танца - Викторией Арчая, Ольгой Васильевой, Сашей Рудик, Ильей Оши и другими.


Хотя возраст нашей студии еще невелик, мы понимаем, что серьезной мотивацией к успешной работе над собой для наших учениц должно стать участие в конкурсах, выход на большую сцену. И мы внимательно относимся к каждому приглашению, сами изучаем условия участия в фестивалях, посылаем заявки. В 2022 году нас пригласили для участия во Всероссийском фестивале-конкурсе искусств «Звезды над Москвой». Мы не испугались конкуренции многочисленных участников из разных городов России и ближнего зарубежья, отлично там выступили и принимали участие в гала-концерте этого фестиваля в Государственном Кремлевском Дворце.


Нынешний год был особенно успешным и плодотворным. Мы побывали в Академии танца Бориса Эйфмана, что произвело невероятно яркое впечатление на девочек, они смогли выйти на сцену, с ними работали профессионалы самого высокого уровня, и их подготовку оценили как очень хорошую. Еще один успех принесло нам лето этого года – мы участвовали в съемках федерального проекта «Большие и маленькие» на канале «Культура», точнее, съемки проходили на Мосфильме. В этом проекте Анастасия Трухачёва выступила с хореографической миниатюрой «Балеринка» на песню Александра Вертинского в постановке московского хореографа Ильи Оши.


Чуть раньше Ясна Возилкина выступила с этим же номером в Академии танца Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Девочки продемонстрировали хорошую технику, артистичность, умение владеть приемами современного танца. Нас заметили. У нас возникло желание участвовать и в других фестивалях и конкурсах. С начала года мы около десяти раз выезжали в разные города России – Москву, Краснодар, Санкт-Петербург и другие, а также побывали в столице Беларуси городе Минске. Все выступления были успешными, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты и благодарности, пополнившие портфолио наших участниц. Девочки получили хороший опыт общения не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми – хореографами, известными танцовщиками. Такой опыт трудно переоценить. Всё это даёт огромный импульс в дальнейшей работе, вдохновляет и учащихся, и нас, педагогов.



- В Академии танца Бориса Эйфмана меня поразил быстрый темп работы на сцене, - делится своими впечатлениями Ясна Возилкина. – Там такая большая сцена… Но больше всего понравился свет! Лучи прямо не отпускали меня, даже, как будто подсказывали мне…Это было здорово!

Да, дети увидели в Академии то, как должен быть организован весь процесс подготовки выступления, проведение репетиций, не только в смысле работы хореографа с танцовщиками, но и в смысле технического обеспечения учебного процесса. Это расширило их кругозор.



Заинтересованность - взаимная


Насте Трухачёвой номер «Балеринка» ставил приглашенный известный танцовщик, хореограф, лауреат многих конкурсов современного танца Илья Оши. Ему понравилась наша студия, то, что умеют наши ученицы. Он отметил хорошую базовую подготовку девочек, их артистизм, открытость и желание узнавать новое. Мы вместе трудились над номером с большой самоотдачей. Когда Настю спросили, было ли ей трудно работать с приглашенным хореографом, она сказала, что было интересно, он изучал её, а она – его. Эта взаимная работа принесла удачу.


Изначально задумка танца «Балеринка» пересекалась с персонажем известной басни, но, такое тоже бывает, постановка живёт и, конечно, обрастает новыми смыслами - и для зрителя и для артистки. Наша история скорее про ту Стрекозу, которая обладает характером и подберёт нужные слова для Муравья (как в басне Дмитрия Быкова), про Стрекозу с характером и волей, трудолюбием и большой любовью к танцу. В противовес романсу Александра Вертинского юная артистка выходит с желанием - выйти на сцену и устроить феерию. Её внимание всё время что-что отвлекает. Но, несмотря на все препятствия, наша Стрекоза с детской непосредственностью летит над сценой, как настоящая балерина. Стрекоза в нашем танце – метафора, образ артиста, упорного и устремлённого, любопытного и заряженного интересом к жизни, который даёт своей мечте ещё один шанс сбыться.


Работа над любым танцем в современной хореографии – это интеллектуальный труд (помните Пину Бауш: танец другого смысла). Трудно оценить то значение, которое имеет этот труд для формирования юной личности. Наши детки признаются, что им нравится у нас танцевать, потому что мы можем превратиться в кошечку, в матрешку или в фею… То есть они ощущают такую потребность. И мы даём им такой шанс!


Мне нравится определение современного танца, которое дала хореограф, танцовщица, магистр хореографического искусства, соучредитель платформы современного танца «bereg» из Москвы Саша Рудик: «Современный танец – это когда, где или что ты можешь делать, чувствовать себя совершенно в безопасности, не испытывая страх, неловкость или неуверенность. Саша говорила так, основываясь на своих детских ощущениях. Побывав в нашей студии, Саша отметила работоспособность и включенность девочек в происходящее. А также то, что они владеют техникой современного танца на хорошем уровне, размышляют и анализируют действия, готовы воспринимать новое… Она поблагодарила педагогов студии за то, что грамотно, профессионально и с человеческим теплом они создают ценную среду для развития детей и танцевального искусства.


Знакомство с творчеством признанных мастеров современного танца стало неотъемлемой частью нашего учебного процесса. Я не говорю о спектаклях с участием известных танцовщиков, которые мы регулярно посещаем. Общение происходит, как в самой студии, на занятиях, так и во время репетиций, при подготовке к выступлениям в ходе конкурсов и фестивалей. Наши юные артистки имеют возможность не только наблюдать из-за кулис за творчеством более опытных танцовщиков, но и вступать с ними в непосредственный контакт, участвуя в общих выступлениях. Неизменно они встречают желание старших помочь, поделиться опытом, подсказать кое-что из секретов мастерства тем, кто только начинает свой путь в танце.


Лауреат премии «Золотая маска» 2022 года Виктория Арчая, хореограф, руководитель танцевальной труппы Камерного театра, Воронеж, художественный руководитель комплекса современного танца Libertatem, не раз была у нас на занятиях, девочки с восторгом смотрели ее выступления, слушали, мечтают быть как она. Викторию во время этих встреч впечатлило то, что наши девочки внимательно берут материал и не боятся пробовать совершенно новое. Она почувствовала целеустремленность детей, убедилась в высокой работоспособности и интересном мышлении.

Виктория уже ставила одну постановку в нашей студии, а теперь в работе целых две новых – с участием Ясны Возилкиной и Насти Трухачёвой.



Мечтать по-крупному


Мечтать по-крупному пожелала участникам телепроекта «Большие и маленькие» одна из членов жюри, приветствуя участников очередного этапа фестиваля. И это правильно, мечта должна быть красивой! Может быть, с точки зрения юных участников такая мечта – оказаться на телевизионном экране, услышать долго несмолкающие аплодисменты… Для нас, педагогов, это не только желание увидеть своих учеников на экране, но и, прежде всего влюбить их в танец, научить их наслаждаться и работой в танцевальном классе, и выходом со своим искусством к зрителям.

В эпоху безликой массовой культуры современный танец – это как глоток свежего воздуха. Очень хочется своим трудом содействовать его популяризации, прививать зрителю чувство эстетического удовольствия, а подрастающему поколению - возможность научиться выражать себя, чтобы суметь оставить след в этой жизни. Работа с детьми – бесконечное совершенство саморазвития. И каждый день, встречая на занятиях сияющие глаза наших деток, мы видим, как нашим воспитанникам удается не только развиваться и крепнуть физически, закалять характер, но и расти интеллектуально, получать знания о современных видах искусств, навыки общения со сверстниками, опыт публичных выступлений, как они открыто смотрят на мир.




Made on
Tilda